Дальневосточная ассоциация
системных семейных психологов
г. Владивосток
ул. Пушкинская, 40, каб. 902
8 (914) 969-25-06
farpsy@mail.ru

Содержание семинаров 2-3го года обучения

«Частные вопросы семейной терапии (консультирования)

– 8-10 тематических семинаров, проводимых преподавателями ИИСТ (3-4х дневные семинары с периодичностью раз в 2-3 месяца).

 

Основные темы семинаров, очередность которых может меняться согласно расписанию ИИСТ и запросов участников группы:

 

Семинар №1 Консультирование семей с детьми разного возраста

Цели и задачи консультирования семей с детьми разного возраста. Формирование контакта с разными возрастными группами детей. Формулирование запроса для семьи с ребенком с учетом системного контекста. Целесообразность присутствия ребенка на сессии в разных ситуациях. Конфронтация с дисфункциональными паттернами в семейной системе. Цели и задачи консультирования семьи с особым ребенком. Особенности работы  с семьями, имеющими гиперактивного, тревожного или агрессивного ребенка. Обсуждение механизмов, влияющих на снижение школьной успеваемости, проблемного поведения в школе. Особенности выстраивания отношений родителей с детьми подросткового возраста. Анализ и обсуждение различных случаев, соответствующих предъявленным темам.

 

Семинар №2 Консультирование супружеских пар

Современный брак - новые тенденции. Организационные вопросы супружеского консультирования. Основные акценты, принципы и методы работы с парой. Супружеская терапия через призму разных подходов. Позиция терапевта. Вопросы нейтральности,
гипотетичности. Начало пути или первый год брака. "Мифология любви", "Тайный брачный контракт". Структура и функции супружеского кризиса, кризисные периоды брака. Функциональная и дисфункциональная супружеская пара. Причины
дисфункций, варианты работы. Коммуникации в супружеской паре. Особенности работы с  ситуацией супружеской измены. Психотерапия развода.

 

 

Семинар №3 Особенности консультирования семьи с алкогольной и другими видами зависимости

Основы наркологии, психологии и психотерапии зависимого поведения.
Сочетание зависимого расстройства с другими заболеваниями.
БиоПсихоСоциальный принцип. Многофакторность заболевания. Командный принцип в терапии, взаимодействие с врачами и другими специалистами. Психотерапевтические подходы и их роль на различных этапах терапии. Мотивационное интервью на начальных и последующих этапах выздоровления. Системный подход к терапии зависимого и созависимого поведения. Особенности семьи зависимого. Виды зависимого поведения. Особенности психотерапии с разными видами зависимости. Разные подходы семейной терапии в работе с семьями зависимого.

 

Консультирование семьи с пограничными психическими расстройствами и душевно больными.

Консультирование семьи, переживающей горе или утрату.

 

Семинар №4 Суицидальное поведение

Мифы и правда о суицидальном поведении (+статистика в мире и России, актуальность проблемы). Исторический и культуральный аспекты отношения к самоубийству.
Особенности подростковых суицидов (задачи возрастного этапа, особенности личности и развития эмоциональной сферы, восприятие темы смерти). Основные мотивы суицидального поведения. Провоцирующие факторы развития суицидального поведения. Антисуицидальные факторы. Определение уровня риска суицидального поведения и соответствующие алгоритмы действий специалиста/родителя. Позиция специалиста в работе с темой суицидального поведения (тема нейтральности, эмоциональное состояние терапевта, основные трудности, страхи и риски терапевта, профилактика эмоционального выгорания). Организационные вопросы консультирования семей с темой суицидального поведения (юридические и этические аспекты, вопрос о сотрудничестве с врачом-психиатром и другими помогающими специалистами). Диагностика суицидального поведения, кризисные протоколы для клиентов/семей и другая документация в работе с клиентами с суицидальным поведением (чек-листы действий в кризисе, планы безопасности). Основные теоретические модели и подходы в вопросах суицидального поведения детей и подростков (диатез-стресс подход, концепция психической боли Э.Шнейдмана, когнитивный подход и понятие безнадежности Бека, интерперсональная теория Joiner, интегративная мотивационно-волевая модель O'Connor, трехшаговая модель Klonsky). Обзор основных психотерапевтических направлений успешно работающих с суицидальным поведением, мишени работы (КБТ, ДБТ, Схема-терапия, терапия, основанная на ментализации). Суицидальное поведение с точки зрения системного подхода. Основные гипотезы в разных направлениях семейной терапии (коммуникативное, трансгенерационное, стратегическое и т.д.). Особенности построения контакта и работы в целом с суицидальными пациентами/клиентами и их семьями. Мишени и задачи работы с семьёй ребёнка/подростка с суицидальным поведением в рамках системного подхода. Техники работы с семьями, столкнувшимися с темой суицидального поведения. Профилактика суицидального поведения детей и подростков.

 

 

Семинар № 5 Консультирование семьи с психическими расстройствами

Место психических расстройств в семейной системе. Изменение структуры и функций семьи при появлении психического расстройства. Переживания и дезадаптация родственников душевнобольного; их роль в сложностях конструктивных отношений в системе «специалист-семья». Понятия стигматизации и аутостигматизации. Дестигматизирующая стратегия специалиста. Роли, границы компетенций и правовые аспекты оказания помощи детям и подросткам с депрессивными и аутистическими расстройствами, суицидальным поведением, нервной анорексией врачом-психиатром, клиническим психологом, коррекционным педагогом. Техника безопасности в работе специалиста при работе с психическими растройствами.
Очные демонстрационные сессии с семьями.

 

Семинар № 6 Краткосрочная терапия, ориентированная на решение (BSFT)

История создания BSFT. Теоретические идеи Стива де Шазера и Инсу Ким Берг – основателей подхода. Основные принципы и теоретические положения данного подхода. Сотрудничество как основной вид отношений для поиска решений проблем. Клиент – главный эксперт собственной жизни. Роль помогающего специалиста в создании условий для определения цели и построения средств ее достижения. Фокусировка на ресурсах. Проблема как следствие дефицитарного устройства человека (семьи) или неправильных их действий. Правила терапии по Инсу Ким Берг. Отработка техник BSFT в упражнениях. Беседа, направленная на решение.  Формирование профессиональной позиции специалиста по конструированию решений. Проведение фрагментов сессий под руководством ведущего.


Семинар №7 Стратегическое направление семейной психотерапии

Идеи П. Вацлавика, Дж.Хейли, К. Маданес, М.с. Палацолли, Дж. Нардоне и др. Принципы и техники стратегической терапии.

 

Возможные еще темы семинаров:

Индивидуальное консультирование в системном подходе.

Особенности консультирования семьи на этапе развода и неполной семьи.

Консультирование семьи с пограничными психическими расстройствами.

Консультирование семьи, переживающей горе или утрату.

Особенности консультирования семьи, ожидающей ребенка.

Особенности консультирования замещающей семьи и приемного ребенка. 

 

Завершающий программу семинар Супервизия

Супервизия №2 (очная) самостоятельной работы участников образовательной программы с семьями (обязательное представление случая).

Правила сертификации:

  • посещение всех семинаров
  • работа на семинаре очной супервизии с собственной презентацией работы с семьей (по требованиям супервизии)
  • систематическая работа в интервизорских группах 
  • работа с реальными семьями
  • личная психотерапия
  • изучение предлагаемой литературы

 

Документация, необходимая для сертификации:

  1. протоколы работы с семьями («Регистрационная карта семьи») – не менее 80 часов, из них как минимум 1 семья прошла не менее 8 сеансов,
  2. протоколы интервизорской группы – 50 часов (дата, фамилии участников, вид работы, в случае супервизии – фамилии терапевта, семьи и супервизора) в электронном виде,
  3. РКС и эссе о процессе супервизии в электронном виде
  4. копии документа об образовании и паспорта

 

Требования к кандидатам (абитуриентам):

  • высшее или незаконченное высшее (студенты старших курсов) психологическое, медицинское, логопедическое, дефектологическое или педагогическое образование,
  • работа в социальной сфере (психология, педагогика, медицина, социальная помощь и др.).