Старт ближайшей программы 25-26 мая 2024 год.
Системная семейная терапия - не просто техника, а другой, отличный от индивидуальной психотерапии способ видения и решения проблем. В системном подходе психологические трудности и психические проявления индивида рассматриваются как симптомы проблемных семейных связей, а не только как индивидуальные нарушения или интрапсихические повреждения. Психотерапевты различных школ и направлений давно заметили, что возвращение пациента в семью после курса психотерапии может погубить самые обнадеживающие изменения или вернуть пациента к прежним моделям поведения и стереотипным реакциям. Системная семейная терапия является тем направлением, в котором в качестве объекта терапевтической помощи выступает вся семья целиком, а фокус психотерапии смещается от анализа внутриличностных конфликтов к обнаружению дисфункциональных способов взаимодействия между членами семейной системы и к внесению необходимых изменений. Таким образом, целью семейной терапии является создание условий для формирования функциональной семейной организации, которая обеспечивает рост потенциальных возможностей каждого ее члена.
Для кого?
Настоящая программа является программой дополнительного образования в области системной семейной и супружеской терапии (консультирования) и ориентирована на людей с высшим психологическим, медицинским и педагогическим образованием, а также студентов старших курсов соответствующих ВУЗов.
Программа обучения
Очная часть курса (семинары) включает лекции, демонстрации случаев, практические занятия. На лекциях слушатели знакомятся с базовыми представлениями, основными понятиями и другими теоретическими положениями системного подхода в семейной терапии. На практических занятиях студенты не только приобретают навыки использования усвоенных ранее теоретических знаний в контексте профессиональной деятельности, но и рассматривают также пути оказания семьям профилактической помощи.
Важной составной частью курса является очная супервизия, т.е. самостоятельная работа слушателей с семьями, обратившимися за помощью, под наблюдением преподавателей и сотрудников института. Такая форма работы позволяет слушателям в психологически защищенной ситуации освоить современные технологии помощи семье и избежать в процессе обучения ошибок.
Значительная часть теоретической и практической подготовки осуществляется слушателями в рамках работы малых (интервизорских) групп, что позволяет сэкономить время на очных семинарских занятиях и интенсифицировать процесс обучения.
Семинары проводятся преподавателями ИИСТ (г. Москва) и преподавателями ДВААСП (представительство ИИСТ на Дальнем Востоке).
Программа, реализуемая в нашем регионе, включает два модуля (две ступени профессионального становления):
- годичный Базовый курс "Теория и практика семейного консультирования" (темы семинаров приведены ниже)
и
- «Частные вопросы семейной терапии (консультирования)»
Темы семинаров
Содержание семинаров годичного Базового курса
"Теория и практика семейного консультирования"
Семинар №1 Организационные вопросы семейного консультирования
Методические принципы системного подхода (циркулярность, гипотетичность, нейтральность). Организация первой встречи с семьей. Основные параметры и характеристики функционирования семейной системы.
Семинар №2 Жизненный цикл семьи
Задачи и проблемы на разных этапах жизни семьи. Задачи телефонного разговора и социальной стадии при работе с семьей.
Семинар №3 Коммуникация в семье и коммуникация с семьей
Коммуникативный аспект функционирования семьи. Наблюдение и анализ внутрисемейных коммуникаций. Функциональные и дисфункциональные коммуникации.
Семинар №4 Системная гипотеза
Построение и развитие системных гипотез. Полигипотетичность. Пошаговый алгоритм формирования гипотезы от предварительной к рабочей системной гипотезе.
Семинары №5-6 Подходы в консультировании семьи
Обзор основных направлений семейного консультирования. Классические направления системной семейной терапии: структурный подход, стратегическая терапия, эмпирический подход. Интегративная модель консультирования.
Семинар №7 Реконструкция семейной истории
«Реконструкция семейной истории» на материале, предоставленном слушателями курса. Генограмма. Авторские методы и техники реконструкции (фотографии, реликвии, «Семейная поваренная книга»). Знакомство с методом системных расстановок.
Семинар №8 Теория систем М. Боуэна.
Теория систем М. Боуэна. Концепция о проективных процессах в семье М. Боуэна. Концепция межпоколенной передачи. Анализ семейной истории. Использование структуры треугольника для оценки проблематики семейной системы. Трансгенерационная модель консультирования.
Семинар №9 Функции симптома
Понятие симптома (симптоматического поведения) в системном подходе. Метафорический смысл и функции симптома.
Семинар №10 "Подготовка к супервизии"
Супервизия в системном подходе. Фокус внимания супервизора. Требования к супервизии.
Тренинг подготовки к супервизии.
Контакт с семьей и ко-терапия. Преимущества и трудности совместной работы в ко-терапии.
Интеграция пройденного материала: анализ симптоматического поведения в семейной системе.
Семинар №11 Супервизия №1
Самостоятельная работа участников образовательной программы с семьями в присутствии учебной группы и супервизора. (Обязательное представление случая). Наблюдение, процесс-анализ и обратная связь. Студенты, работая с семьей в ко-терапии, показывают владение полученными знаниями, умениями и навыками первого года обучения.
Семинар №12 Защита эссе.
После семинара по супервизии студенты получают тему и пишут эссе (размышления о личном и профессиональном опыте, полученном за год).
На последнем семинаре первого года обучения защищают его в группе. Форма защиты может быть разной (доклад, интерактив, инсценировка и др.).
Правила сертификации:
- посещение всех семинаров
- работа на семинаре очной супервизии с презентацией работы с семьей (по требованиям супервизии)
- систематическая работа в интервизорских группах
- работа с реальными семьями
- личная психотерапия
- защита итоговой работы
- изучение предлагаемой литературы
Документация, необходимая для сертификации:
- протоколы работы с семьями («Регистрационная карта семьи») – не менее 40 часов, из них как минимум 1 семья прошла не менее 8 сеансов,
- протоколы интервизорской группы – 100 часов (дата, фамилии участников, вид работы, в случае супервизии – фамилии терапевта, семьи и супервизора) в электронном виде,
- РКС и эссе о процессе супервизии в электронном виде
- текст итоговой квалификационной работы в электронном виде
- копии документа об образовании и паспорта
Требования к кандидатам (абитуриентам):
- высшее или незаконченное высшее (студенты старших курсов) психологическое, медицинское, логопедическое, дефектологическое или педагогическое образование,
- работа в социальной сфере (психология, педагогика, медицина, социальная помощь и др.).
При успешном завершении обучения и выполнении всех требований настоящей программы выдается сертификат Института Интегративной Семейной Терапии (г. Москва)
Запись по телефону:
89084495091
89147925151
89149662506