Дальневосточная ассоциация
системных семейных психологов
г. Владивосток
ул. Пушкинская, 40, каб. 902
8 (914) 969-25-06
farpsy@mail.ru

 

Системная семейная терапия - не просто техника, а другой, отличный от индивидуальной психотерапии способ видения и решения проблем. В системном подходе психологические трудности и психические проявления индивида рассматриваются как симптомы проблемных семейных связей, а не только как индивидуальные нарушения или интрапсихические повреждения. Психотерапевты различных школ и направлений давно заметили, что возвращение пациента в семью после курса психотерапии может погубить самые обнадеживающие изменения или вернуть пациента к прежним моделям поведения и стереотипным реакциям. Системная семейная терапия является тем направлением, в котором в качестве объекта терапевтической помощи выступает вся семья целиком, а фокус психотерапии смещается от анализа внутриличностных конфликтов к обнаружению дисфункциональных способов взаимодействия между членами семейной системы и к внесению необходимых изменений. Таким образом, целью семейной терапии является создание условий для формирования функциональной семейной организации, которая обеспечивает рост потенциальных возможностей каждого ее члена.

 

Для кого?

Настоящая программа является программой дополнительного образования в области системной семейной и супружеской терапии (консультирования) и ориентирована на людей с высшим психологическим, медицинским и педагогическим образованием, а также студентов старших курсов соответствующих ВУЗов.

 

Программа обучения

Очная часть курса (семинары) включает лекции, демонстрации случаев, практические занятия. На лекциях слушатели знакомятся с базовыми представлениями, основными понятиями и другими теоретическими положениями системного подхода в семейной терапии. На практических занятиях студенты не только приобретают навыки использования усвоенных ранее теоретических знаний в контексте профессиональной деятельности, но и рассматривают также пути оказания семьям профилактической помощи.

Важной составной частью курса является очная супервизия, т.е. самостоятельная работа слушателей с семьями, обратившимися за помощью, под наблюдением преподавателей и сотрудников института. Такая форма работы позволяет слушателям в психологически защищенной ситуации освоить современные технологии помощи семье и избежать в процессе обучения ошибок.

Значительная часть теоретической и практической подготовки осуществляется слушателями в рамках работы малых (интервизорских) групп, что позволяет сэкономить время на очных семинарских занятиях и интенсифицировать процесс обучения.

Семинары проводятся преподавателями ИИСТ (г. Москва) и преподавателями ДВААСП (представительство ИИСТ на Дальнем Востоке).

 

Программа, реализуемая в нашем регионе, включает два модуля (две ступени профессионального становления):

 

- годичный Базовый курс "Теория и практика семейного консультирования" (темы семинаров приведены ниже)

и

- «Частные вопросы семейной терапии (консультирования)»

 

 

 

Темы семинаров

Содержание  семинаров годичного Базового курса

 "Теория и практика семейного консультирования"

 

Семинар №1

Исторические аспекты системного подхода. Понятие семейной системы. Основные характеристики и структурные параметры семейной системы: иерархия, границы, сплоченность, гибкость, правила, подсистемы. Основные структурные проблемы семьи: скрытые коалиции, перевернутая иерархия и т.д.

Организация первой встречи с семьей. Социальная, проблемная и заключительная стадии первого интервью по Дж.Хейли. Задачи первого контакта. Мотивирование членов семьи на участие в терапии. Вовлечение в терапию отсутствующих членов семьи. Длительность терапевтической сессии с семьей, структура сессии, частота и количество встреч, заключение «терапевтического» контракта с семьей.

Методические принципы терапевтической работы: нейтральность, циркулярность, гипотетичность. Позиция терапевта при работе с семьей. Формирование терапевтических отношений.

 

Семинар № 2.

Построение гипотез. Развитие системных гипотез. Скрытый и явный запрос. Развитие терапевтической стратегии. Социальная стадия. Формирование терапевтических отношений. Техники установления контакта со всей семьей.
Жизненный цикл семьи: его стадии, кризис перехода от стадии к стадии. Типичная семейная проблематика на различных стадиях жизненного цикла.

Избранные техники.

 

Семинар №3

Системная диагностика семейных проблем. Интеграция линейных гипотез. Фокусировка на проблеме.
Циркулярное интервью. Стратегические и рефлексируюшие вопросы.
Другие техники системной семейной терапии.

Семинар №4

Анализ коммуникаций в семье. Феномен двойного зажима. Симметричные и конгруэнтные взаимодействия. Правила взаимодействия.

От предварительной гипотезы к рабочей гипотезе (на основании наблюдения коммуникаций). Структурирование и мониторинг коммуникаций. Избранные техники системного подхода (скульптура, семейная хореография, социометрия и др.).

 

Семинар №5

Место симптоматического (проблемного) поведения в семейной системе. Интерпретация симптома с медицинской, психоаналитической и системной точек зрения. Симптоматическое поведение как коммуникативная метафора, часть циклической модели взаимодействий и способ стабилизации семейной системы.

Метафорический смысл симптома. Избранные техники системного подхода (рефреминг, экстарнализация). Явный и скрытый запрос.

 

Семинар №6

Симптом и его роль в системе (продолжение). Парадоксальные предписания. Стратегическая терапия.

Сопротивление. Методы обнаружения и обращения с сопротивлением. Избранные техники системного подхода. Регистрационная карта семьи.

 

Семинар №7

Клиентский семинар для участников образовательной программы с демонстрацией методов и техник системного подхода.

Исторический аспект жизни и функционирования семейной системы. Системный анализ семейной истории: параметры, совпадения, повторение семейных тем в новых поколениях. Семейный сценарий. «Реконструкция семейной истории» на материале, предоставленном слушателями курса. Избранные техники: “Семейная реконструкция”, генограмма, метод системных расстановок. Авторские методы и техники реконструкции (фотографии, реликвии, «Семейная поваренная книга»).

 

Семинар № 8  

Трансгенерационный подход семейной терапии. Теория систем М. Боуэна. Использование структуры треугольника для оценки проблематики семейной системы. Метод системных расстановок и основные принципы построения систем по Б. Хеллингеру.

 

Семинар №9

Личность семейного терапевта как клинический инструмент. Подготовка к супервизии. Разбор случаев в формате заочной супервизии. Тренировка практических навыков и закрепление изученных техник. Избранные техники других психотерапевтических направлений, используемые в консультировании семей: «пустой стул», дублирование, рисунок, незаконченные предложения и др.

 

Семинар № 10 

Избранные техники: домашнее задание, ко-терапевтическое взаимодействие.

Подготовка к супервизии. Организационные, методические и этические вопросы системной семейной терапии. Участие членов семьи в терапии, структура сессии, завершение терапии.

Промежуточный зачет.

 

Семинар №11

Супервизия (очная) самостоятельной работы участников образовательной программы с семьями (обязательное представление случая).

Анализ трудностей и ошибок при работе под супервизией. Пути преодоления сложных ситуаций в терапии.

 

Семинар №12

 

Защита выпускной работы (рефлексивного эссе) – отражение профессионального и личностного опыта в процессе обучения в программе (объем от 4х страниц).

 

Правила сертификации:

  • посещение всех семинаров
  • работа на семинаре очной супервизии с презентацией работы с семьей (по требованиям супервизии)
  • систематическая работа в интервизорских группах 
  • работа с реальными семьями 
  • личная психотерапия
  • защита итоговой работы 
  • изучение предлагаемой литературы

 

Документация, необходимая для сертификации:

  1. протоколы работы с семьями («Регистрационная карта семьи») – не менее 40 часов, из них как минимум 1 семья прошла не менее 8 сеансов,
  2. протоколы интервизорской группы – 100 часов (дата, фамилии участников, вид работы, в случае супервизии – фамилии терапевта, семьи и супервизора) в электронном виде,
  3. РКС и эссе о процессе супервизии в электронном виде
  4. текст итоговой квалификационной работы в электронном виде
  5. копии документа об образовании и паспорта

 

Требования к кандидатам (абитуриентам):

  • высшее или незаконченное высшее (студенты старших курсов) психологическое, медицинское, логопедическое, дефектологическое или педагогическое образование,
  • работа в социальной сфере (психология, педагогика, медицина, социальная помощь и др.).

 

 

 

При успешном завершении обучения и выполнении всех требований настоящей программы выдается сертификат Института Интегративной Семейной Терапии (г. Москва)

 

 

Запись по телефону: 

89084495091
89147925151
89149662506