Дальневосточная ассоциация
системных семейных психологов
г. Владивосток
ул. Пушкинская, 40, каб. 902
8 (914) 969-25-06
farpsy@mail.ru

 

Системная семейная терапия - не просто техника, а другой, отличный от индивидуальной психотерапии способ видения и решения проблем. В системном подходе психологические трудности и психические проявления индивида рассматриваются как симптомы проблемных семейных связей, а не только как индивидуальные нарушения или интрапсихические повреждения. Психотерапевты различных школ и направлений давно заметили, что возвращение пациента в семью после курса психотерапии может погубить самые обнадеживающие изменения или вернуть пациента к прежним моделям поведения и стереотипным реакциям. Системная семейная терапия является тем направлением, в котором в качестве объекта терапевтической помощи выступает вся семья целиком, а фокус психотерапии смещается от анализа внутриличностных конфликтов к обнаружению дисфункциональных способов взаимодействия между членами семейной системы и к внесению необходимых изменений. Таким образом, целью семейной терапии является создание условий для формирования функциональной семейной организации, которая обеспечивает рост потенциальных возможностей каждого ее члена.

 

Для кого?

Настоящая программа является программой дополнительного образования в области системной семейной и супружеской терапии (консультирования) и ориентирована на людей с высшим психологическим, медицинским и педагогическим образованием, а также студентов старших курсов соответствующих ВУЗов.

 

Программа обучения

Очная часть курса (семинары) включает лекции, демонстрации случаев, практические занятия. На лекциях слушатели знакомятся с базовыми представлениями, основными понятиями и другими теоретическими положениями системного подхода в семейной терапии. На практических занятиях студенты не только приобретают навыки использования усвоенных ранее теоретических знаний в контексте профессиональной деятельности, но и рассматривают также пути оказания семьям профилактической помощи.

Важной составной частью курса является очная супервизия, т.е. самостоятельная работа слушателей с семьями, обратившимися за помощью, под наблюдением преподавателей и сотрудников института. Такая форма работы позволяет слушателям в психологически защищенной ситуации освоить современные технологии помощи семье и избежать в процессе обучения ошибок.

Значительная часть теоретической и практической подготовки осуществляется слушателями в рамках работы малых (интервизорских) групп, что позволяет сэкономить время на очных семинарских занятиях и интенсифицировать процесс обучения.

Семинары проводятся преподавателями ИИСТ (г. Москва) и преподавателями ДВААСП (представительство ИИСТ на Дальнем Востоке).

Программа рассчитана на 1 год. Обучение проходит в группе с постоянным составом участников.

Начало программы: май 2019

Темы семинаров

Семинар 1 (4 дня)

Исторические корни системного подхода. Понятие семейной системы. Структурные характеристики и параметры семейной системы: иерархия, границы, сплоченность, гибкость, правила, роли, стили общения. Организационные вопросы семейного консультирования. Организация первой встречи с семьей. Социальная, проблемная и заключительная стадии первого интервью по Дж.Хейли. Терапевтические задачи первого контакта. Построение первичных гипотез. Мотивирование членов семьи на участие в терапии.. Длительность терапевтической сессии с семьей, структура сессии, частота и количество встреч, заключение «терапевтического» контракта с семьей. Скрытый и явный запрос. Методические принципы терапевтической работы: нейтральность, циркулярность, гипотетичность. Позиция терапевта при работе с семьей. Формирование терапевтических отношений. Избранные техники: ко-терапия, рефлексирующая команда, циркулярное интервью. Демонстрация работы с реальными семьями и разбор случаев.

Семинар  2 (2 дня)

Жизненный цикл семьи: его стадии, кризис перехода от стадии к стадии. Типичная семейная проблематика на различных стадиях жизненного цикла. Системная диагностика семейных проблем, построение системных гипотез и разработка терапевтической программы. Коммуникативный аспект в семейной системе. Избранные техники для работы с коммуникативной сферой: прояснение коммуникации и другие. Демонстрация работы с реальными семьями и разбор случаев.

 

Семинар  3 (2 дня)

Обзор направлений и школ системного семейного консультирования: структурный, стратегический, эмпирический, трансгенерационный, направления постмодерна. Методы обнаружения и обращения с первоначальным сопротивлением семьи. Место симптоматического (проблемного) поведения в семейной системе. Интерпретация симптома с медицинской, психоаналитической и системной точек зрения. Избранные техники: позитивная коннотация, парадоксальное предписание, метафора, ритуалы, экстернализация проблемы (симптома), нормализация. Демонстрация работы с реальными семьями и разбор случаев.

Семинар  4 (2 дня)

Теория систем М. Боуэна. Использование структуры треугольника для анализа семейной ситуации. Теория дифференциации. Демонстрация работы с реальными семьями и разбор случаев.

Семинар  5 (4 дня)

(Клиентский семинар для участников образовательной программы с демонстрацией методов и техник системного подхода)

Исторический аспект жизни и функционирования семейной системы. Системный анализ семейной истории: параметры, совпадения, повторение семейных тем в новых поколениях. Семейный сценарий. «Реконструкция семейной истории» на материале, предоставленном слушателями курса. Избранные техники: “Семейная реконструкция”, генограмма, метод системных расстановок. Авторские методы и техники реконструкции (фотографии, реликвии, «Семейная поваренная книга»).

Семинар 6 (2 дня)

Организационные, методические и этические вопросы системной семейной терапии. Личность семейного терапевта как клинический инструмент. Подготовка к супервизии. Разбор случаев в формате заочной супервизии. Тренировка практических навыков и закрепление изученных техник. Избранные техники других психотерапевтических направлений, используемые в консультировании семей: «пустой стул», дублирование, рисунок.

Семинар 7 (4 дня)

Супервизия (очная) самостоятельной работы участников образовательной программы с семьями. (Обязательное представление случая).

Семинар 8, 9, 10, 11,12 (каждый 2 дня) (выбор тем по решению администрации ИИСТ с учетом интересов группы)

Частные вопросы семейной терапии (консультирования): техники постмодерна (нарративный подход, BSFT), особенности работы с детско-родительскими отношениями, неполными семьями, семьями с алкогольной зависимостью, семьями с приемными детьми, с многопоколенными, молодыми и другими типами семей. Особенности работы с супружеской парой, с семьями психически больных, с семьями, пережившими травму (насилие, утрату), с семьями, ожидающими ребенка, и другими типами семей. Подготовка к супервизии. Разбор сложных случаев в формате заочной супервизии.

Семинар  13 (4 дня)

Супервизия (очная) самостоятельной работы слушателей. (Обязательное представление случая).

Семинар   14 (2 дня)

Защита итоговых квалификационных (дипломных) работ.

 

При успешном завершении обучения и выполнении всех требований настоящей программы выдается сертификат Института Интегративной Семейной Терапии (г. Москва)

 

Запись по телефону: 

89084495091
89147925151
89149662506