Дальневосточная ассоциация
системных семейных психологов
г. Владивосток
ул.Светланская 147 В 3 этаж
8 (914) 969-25-06
farpsy@mail.ru
 
 
 
 

Данное направление было разработано итальянским психологом Роберто Ассаджиоли. Теория психосинтезла опиралась на концепции З.Фрейда, К.Г.Юнга, Э.Кречмера.

Р.Ассаджиоли заметил, что утрата внутреннего равновесия, ощущение бессмысленности и другие душевные страдания возникают по большей части тогда, когда различные наши внутренние элементы разобщены или вступают в противоречие друг с другом. Он также отметил, что когда они объединяются во все большие и большие целостности, мы испытываем прилив сил, ощущение благополучия и находим в своей жизни больше смысла. Процесс обретения целостности заложен природой в каждом человеке, но может блокироваться при определенных обстоятельствах.

Методы психосинтеза позволяют не только улучшить определенные показатели (избавиться от тревоги и страхов, повысить концентрацию внимания и т.д.), но и обрести внутреннюю гармонию, целостность, расширить границы осознавания. Процесс изменений происходит постепенно. Сам Ассаджиоли писал: "Одной из главных функций бессознательного и в то же время одним из важнейших этапов обучения является обработка полученного опыта и усвоение воспринятого и изученного. Такая обработка, которую можно рассматривать как самое настоящее "созревание психического плода", имеет прямые аналогии с созреванием физического плода. Оба протекают в глубине, скрыто: одно — в материнской утробе, другое — в сокровенных уголках бессознательного, оба представляют собой непроизвольный автономный процесс, но настолько чувствительный и ранимый, что его можно легко сорвать внешними воздействиями; оба достигают своей заключительной высшей точки в кризисе и чуде "рождения", появления новой жизни".

Структура психики в психосинтезе

Р.Ассаджиоли описал собственную модель психики человека, при этом подчеркивая, что создал лишь "грубую, почти анатомическую репродукцию нашей внутренней конституции…". Он выделяет 6 компонентов в психике человека:

  1. Низшее бессознательное. Оно содержит в себе информацию о простейших формах психической деятельности, примитивные животные побуждения, "комплексы", несущие сильный эмоциональный заряд, образы кошмарных сновидений, "фантазмы" (фантазии, которые в искажённой форме отражают действительные желания человека), низшие неконтролируемые парапсихические процессы, различные патологические проявления (фобии, мании, навязчивые идеи) и т.д. Можно сказать, что именно этой областью занимался в свое время 3.Фрейд.
  2. Среднее бессознательное содержит психические элементы, сходные с элементами бодрствующего сознания и свободно в него проникающие. Здесь прежде, чем проявиться в сознании, зарождаются, развиваются и созревают плоды повседневной деятельности разума и воображения. Это область, где пребывают те наши психологические навыки и состояния, которые могут быть легко перенесены в поле сознания. Здесь находятся психические элементы, свободно проникающие в бодрствующее сознание. Это нейтральная зона или "камера хранения" содержаний, не нужных нам в настоящий момент.
  3. Высшее бессознательное проявляются высшие формы интуиции и вдохновения, здесь господствуют энергии, побуждающие к духовному росту, к творчеству. Получая доступ к высшему бессознательному, человек знакомится с высшими парапсихическими явлениями, решает вопросы смысла жизни и отношения с Божественным. Под высшими парапсихическими явлениями подразумевается целый ряд феноменов: необычные озарения, видения, чудесные "совпадения", откровения и т.д. Люди с религиозным сознанием часто все это называют "чудеса Господа". При этом человек не испытывает страха, его переполняет чувство благоговения, радости, восторга от ощущения, что он прикоснулся к общему Живительному Источнику Света и Мудрости.
  4. Поле (область) сознания — это непосредственно осознаваемая нами часть информации о нашей личности в каждый данный момент времени.
  5. Личное Я является нашей сущностью. Его можно сравнить с водоворотом, вокруг которого, посредством притяжения располагаются различные части и черты личности. В области сознания наши чувства, ощущения, мысли постоянно меняются. Между тем "личное Я", как центр остается неизменным наблюдателем, осознающим себя и своё бытие. Многие люди пассивно плывут по поверхности "потока сознания", отождествляя себя с каждой последующей мыслью, чувством и ощущением. В этом случае они не различают "личное Я" и область сознания вокруг него.
  6. Духовное (Надличное) Я — это более глубокий и широкий источник идентичности, нечто такое, что распространяется за пределы психики индивида. "Духовное Я" пребывает над потоком мыслей и состояний тела и не подвержено их влиянию, а "Личное Я" следует рассматривать как отражение, проекцию "Духовного Я" на поле личности. Сохраняя индивидуальность, "Духовное Я" живет на уровне всеобщности, где личные взгляды и интересы перекрываются более широким целостным видением.
  7. Коллективное бессознательное. Существует общий массив информации, который отражает сознание всего человечества в целом. По К.Юнгу, коллективное бессознательное есть "предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому, как море есть предпосылка каждой отдельной волны… Оно (коллективное бессознательное) более похоже на атмосферу, в которой мы живем, чем на что-то, что находится внутри нас. Это просто неизвестное качество мира".

Здоровое и уравновешенное развитие человека распространяется во всех направлениях: оно напоминает скорее шар, нежели прямую линию. Именно по этой причине психосинтез пытается учитывать все подлинно важные измерения человеческой жизни, забвение которых лишает её полноты и смысла:

  • выражение воли и проявление самостоятельности;
  • оттачивание интеллекта;
  • наслаждение красотой;
  • развитие воображения;
  • пробуждение интуиции;
  • постижение любви;
  • раскрытие Я и его предназначения.
Вернуться назад